ИНТЕРВЬЮ

Две головы — лучше. Роман Супер и Иван Проскуряков об успехе своих документалок

20 февраля 2022

Россия — страна нерассказанных историй. Именно так считают создатели документальных фильмов Роман Супер и Иван Проскуряков. Они стали героями очередного выпуска фирменного подкаста restore под названием «Есть такое дело».

Знакомьтесь, Роман Супер и Иван Проскуряков

Именно Роман Супер и Иван Проскуряков несут ответственность за картины «С закрытыми окнами» о Децле (Кирилле Толмацком), «Это Эдик» о Эдуарде Успенском, а также за документальный фильм о академике Андрее Сахарове «Сахаров. Две жизни».

Впрочем, останавливаться на этом ребята точно не собираются. В новом выпуске подкаста «Есть такое дело» Иван и Роман рассказали, как важно уметь разделять обязанности и что они никогда бы не стали снимать фильмы о своих современниках.

Расскажите, чем вы занимались до объединения?

Роман

Мы познакомились во время учебы на факультете журналистики МГУ. После окончания университета сам продолжил заниматься и интересоваться журналистикой, работал на телевидении, а Ваня пошел в рекламу и занимался ей профессионально много лет. Мои репортажи показывали по телевизору, а между ними шла Ванина реклама. Постепенно стал снимать большие репортажи и попробовал себя в жанре документалистики. Работая над фильмом о Децле, я предложил Ване устроить коллаборацию.

Иван

Я тогда возвращался с острова Панган, где какое-то время жил вместе с семьей. Думал о том, что мне скоро 34 года. Один мой старый знакомый когда-то сказал: если до 35 ничего стоящего не сделал, то так и будешь в списке вечно подающих надежды. В рекламе, которой долгое время занимался, сложно произвести что-то действительно стоящее. Собственно, поэтому, когда мне написал Рома, подумал, что это именно тот случай, когда нужно в своей жизни во что бы то ни стало что-то менять.

Рома, почему решил, что тебе нужна помощь Вани?

Роман

Потому что внутри человека не может уживаться сто тысяч талантов. Тот, кто берет интервью, не должен уметь хорошо снимать. Если хватаешься за все подряд, очень посредственно это делаешь. Чтобы стать профессионалом, нужно концентрироваться.

Сейчас у вас четко разделены обязанности?

Роман

Да. Мы контролируем разные органы восприятия. Сам отвечаю за сердце человека и душу, Ваня — за глаза и уши. Он — мое зрение, которому на сто процентов доверяю. Он делает художественное произведение из моих букв.

После картины о Децле вы выбирали героев вместе?

Роман

Нет. Это мой тоталитаризм. Когда прочитал книгу Успенского, понял, что ничего не знаю об этом великом сказочнике. Нашел о нем книгу, изданную минимальным тиражом. Потом посмотрел, что предлагают эфирные телеканалы. Полную жесть… Подумал, что это нужно исправить. Пришел к Ване и предложил сделать большое кино об Успенском. Понимал, что он очень любит мультипликацию, предметный мир, кукольность — все они напрашивались здесь как форма для рассказа истории. Он согласился.

Иван

Рома дал мне бóльшую ответственность. Раньше я был только режиссером монтажа, но здесь нужно было придумать определенную форму. Подумал, почему бы не сделать героя куклой. В нее внедрили живой голос героя — Эдуарда Успенского.

Как пришла идея снять кино о академике Сахаровом?

Роман

Хотел снять кино о Андрее Сахаровом с 2015-го. Когда-то начинал делать это с Леонидом Парфеновым, который взял меня в помощники. Был какой-то юбилей российской атомной промышленности, и мы должны были снимать кино. Но в итоге возникли финансовые трудности, и идея проварилась. Но информация осталась. Когда собирал ее, влюблялся в героя, понимал, что его судьба тянет на большую картину. В итоге заручился поддержкой Игоря Мишина и позвал Ваню. Все сложилось.

Если говорить о кинопроизводстве, на что снимаете?

Роман

Вчера Ваня снимал рекламу на iPhone. Но, на самом деле, в кино мы предпочитаем потратить львиную часть бюджета на аренду реально крутой техники. В этом смысле мы избалованные: камеры, свет, квадрокоптеры и другие «игрушки».

Почему творческие люди используют технику Apple?

Иван

Когда-то начинал монтировать на стационарном ПК, на котором данный процесс доставлял немало хлопот. С Apple никогда не было проблем — все изменилось. Забыл и о вирусах, и о других вопросах. Мне больше не нужно было быть программистом.

Роман

Я не помню, чтобы что-то писал не на MacBook — он у меня очень давно. До него дома стоял какой-то старый компьютер — тогда еще телефон был занят, когда ты в интернете. После него у меня сразу появится первый портативный компьютер Apple.

Есть новые герои, о которых хочется снять фильм?

Иван

Есть один персонаж, который жил в XX веке и сильно повлиял на мировое кино, — Павел Клушанцев. Он работал в «Леннаучфильме», снимал научно-популярные картины, начиная с 40-х, и был одним из создателей аналогового хромакея.

Роман

Соляные водопады у Джорджа Лукаса и маленькие макеты кораблей, вокруг которых летает камера, в «Звездных войнах» — это все школа Клушанцева. Никто об этом не знает, но, на самом деле, это то, чем можно гордиться до сих пор.

Что для вас командная работа?

Иван

Не представляю себе, как можно работать без единомышленников. Без них становишься токсичной фигурой, которая может сделать очень плохо. Круто творить в тандеме, ведь у тебя всегда будет тот, кто подскажет наилучшее решение.

Роман

Командный труд — очень тяжелая работа над собой, над умением умерить амбиции и тщеславие в пользу общей цели. Ты один не можешь сделать все хорошо. В этом нужно честно признаться, уметь делегировать то, что ты не можешь сделать, доверять.

По словам Романа и Ивана, одна голова хорошо, но две — лучше. Объединение всегда приносит пользу для реализации любый идей. Так и коллаборация с техникой Apple делает любую деятельность не только более удобной, но и максимально эффективной.